Подъем карты

Подъем карты производится в тех случаях, когда необходимо более наглядно выделить на ее общем фоне местные предметы, элементы рельефа, которые имеют важное значение для решения навигационных задач. Элементы местности поднимают на карте цветными карандашами путем подтушевки, увеличения условных знаков, подчеркивания или увеличения названий населенных пунк­тов.

Реки, ручьи и каналы поднимают утолщением линий и подту­шевкой синим цветом. Болота покрывают синими штриховыми ли­ниями, параллельными нижней (верхней) стороне карты. Мосты, переправы, броды поднимают увеличением условного знака каран­дашом черного цвета.

Если для ориентировки намечаются местные предметы, кото­рые изображены внемасштабными условными знаками, то они об­водятся кружками черного цвета.

Рельеф местности поднимают подтушевкой вершин светлоко­ричневым цветом или утолщением некоторых горизонталей и их оттенением в сторону понижения.

Леса, сплошные кустарники и сады поднимают обводом опу­шек и границ утолщенной линией и подтушевкой зеленым цветом.

Дороги поднимают проведением рядом с условным знаком (внизу и справа) утолщенной линии коричневого цвета.

Населенные пункты поднимают подчеркиванием или увеличе­нием надписей их названий, выделением их внешнего контура.

Высоты отмечаются черным прямоугольником с указанием внут­ри его высоты над уровнем моря.

Магнитное склонение поднимается кружком красного цвета с указанием его величины и знака.

Кроме того, могут подниматься при необходимости и другие элементы.

Умение пользоваться картой в полете облегчает решение за­дач вертолетовождения. На основании опыта практического при­менения карт в полете выработаны определенные правила их ис­пользования, знание которых помогает удобно ее держать, пра­вильно ориентировать по сторонам горизонта, точно и быстро чи­тать и решать задачи вертолетовождения.

После выполнения указанных операций на полетную карту на­носится тактическая обстановка, которая будет оказывать влияние на успешное выполнение поставленной боевой задачи. Кроме того, на ней производятся следующие операции:

— прокладывается маршрут полета;

— наносятся все необходимые данные для выполнения полета (контрольные ориентиры, рубежи, разметки боковых уклонений, линии положения вертолета и др.);

— поднимаются отметки высот местности и препятствий, ока­зывающих влияние на безопасность полета, прямоугольником чер­ного цвета размером 8 X 12 мм с указанием внутри его их высот над уровнем моря в метрах;

— выделяются характерные визуальные и радиолокационные ориентиры;

— наносятся места дислокации наземных средств радиотехни­ческого обеспечения полетов;

— выделяется при необходимости сетка геодезических (орто — дромических) координат.

На полетную карту могут наноситься и другие сведения, свя­занные с подготовкой и выполнением полета.

Все цифры на карте пишутся высотой 8—10 мм. Записи на полетной карте делаются четко, разборчиво карандашом такого цвета, который хорошо выделяется на ее фоне (как правило, чер­ным и красным).

Магнитное склонение наносится на карту через 10—20 см или при его изменении более чем на один градус. Значение магнит­ного склонения указывается со своим знаком цифрой красного цвета в красной окружности диаметром 10—12 мм. Цифры пи­шутся параллельно истинному меридиану.

Наземные средства РТО наносятся условными знаками, через точки их расположения проводятся две взаимно перпендикуляр­ные линии размером 20X50 мм. Направление большей линии сов­мещается с направлением меридиана, принятого за начало отсче­та курса. На картах, имеющих гриф секретности, около отметок средств РТО указываются сведения о характере их работы. Запись производится дробью, в числителе которой указываются позывные, а в знаменателе — частота или номер канала. В мирное время на полетные карты разрешается наносить местоположение основных и запасных аэродромов. В военное время наносить на карту рас­положение своих войск, кораблей и базирование авиации запре­щается.